Личная психологическая работа над собой через рисунок мандалы. Часть 2

Друзья, Здравствуйте!

Мандала, использующаяся в религиозных ритуалах отличается от личной. Первая в большинстве случаев является предметом идеализации, иллюстрирует гармоничные отношения между элементами и состояние гомеостаза, к которому можно стремиться, но которое очень трудно достичь в реальной жизни, где все пребывает в постоянном движении и процессе изменений. Примером такой ритуальной мандалы могут служить буддистские изображения: «Характерным признаком мандалы является её симметричность, поскольку она, прежде всего, должна выражать эманацию духовной энергии из центра в окружающее пространство. Поскольку те божества, посредством которых эта эманация распространяется, выступают в форме чистых символов, их форма и число подсказывают медитирующему качества его собственной личности. Он должен идентифицироваться с двумя вещами — священными формами, с одной стороны, и элементами своего «я» — с другой. Наиболее простой мандалой является такое изображение, на котором представлены пять скандас (проявлений личности, таких как заблуждение, ярость, страсть, зависть, злоба) и четыре природных элемента. (Snellgrove).

Понятие центра, из которого всё исходит, является определяющим. Неожиданная и даже странная закономерность, лежит в основе создания мандал. Она удивительно напоминает гороскоп, но движение в ней происходит в обратном направлении. Пишет Джоанна Келлогг (Joah Kellog). «В качестве примера можно взять строение мандалы. Это слово переводится как "круг" и взято из тибетского языка, где оно иногда означает "центр", а иногда — "то, что окружает". Фактически тибетская мандала представляет собой целую серию кругов, вписанных один в другом или расположенных иным образом, которые заключены в квадрат. Данное изображение создается на земле с помощью цветных нитей или окрашенной рисовой муки. Оно включает различных божеств тантрического пантеона, расположенных в определенном порядке.

Когда Юнг был в Индии, он разговаривал с ламаистским священником о функциях мандалы в тибетском буддизме и узнал от него, что имеющиеся в храме мандалы не используются во время богослужений, а вместо этого служат вспомогательным инструментом при медитации. Такое использование мандал в чем-то аналогично практике направленного воображения, которая предполагает создание клиентом собственной мандалы. Если человек переживает религиозный конфликт или имеет серьезные личные проблемы, он самостоятельно создает мандалу и благодаря этому разрешает конфликт» (Harding).

Нарисованная на бумаге мандала отражает состояние ее автора. Движение по часовой стрелке при этом может отражать процесс осознания материала бессознательного. Если движение в мандале имеет противоположную направленность, можно предполагать процесс психического регресса. Изменения глубины психических процессов отражают непрерывный диалог объективности и субъективности.

По работе с рисунком выйдет несколько статей. Во время их выхода предлагаю рисовать Ваши мандалы и двигаясь поэтапно у Вас будет возможность личной психологической работы над собой, а также при необходимости Вы всегда можете расширить или углубить знания придя на личную встречу.

aujitaXa5Ug.jpg


Приглашаем Вас на консультацию!

Звоните нам по телефону в Тольятти: +7 (927) 77-28-414 или заполните онлайн форму записи на приём.

Контакты

Капустин Илья Викторович

Записаться на прием

Врач-психотерапевт, психиатр-нарколог, клинический психолог

+7 (927) 77-28-414

Мишанина Елена Викторовна

Записаться на прием

Детский психолог, клинический психолог,семейный психолог

+7 (961) 390-90-15

Контакты специалистов Задать вопрос