Что же такое школьная зрелость?

Любой ли ребенок может пойти в школу и легко и успешно в ней учиться? Очевидно это не так.

Часто считается, что по достижении 7-летнего возраста этот вопрос решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе. Что значит «не подготовлен»? – удивляются они. А разве не в школе их должны учить читать, писать и вообще – заниматься общим развитием?

Это не совсем верно.

Дело в том, что путь развития каждого ребенка очень индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то, наоборот, не умеет улыбаться, но зато начинает говорить сразу целыми фразами, да еще и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с совершенно разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Каждый возраст приносит что-то новое в психологический облик ребенка.  Основные новообразования дошкольного детства – умение играть в ролевые, сюжетные и, что самое важное для школы – в игры с правилами.

          Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации – в одних он лидирует, в других подчиняется, в третьих осуществляет совместную, кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. Поэтому важнейшая предпосылка готовности к школе – это исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть. В противном случае нагрузка начальной школы может оказаться непомерной и привести к появлению невротических симптомов у ребенка (капризности, плаксивости, страха перед учениками и учительницей и даже отказу ходить в школу).

          Проработав в игре социальные взаимоотношения различного рода, ребенок может высвободить энергию для интеллектуального, познавательного развития, которое происходит более продуктивно, если ребенок не устает от других детей, а общение с учительницей не является для него отдельной сложной задачей. Но умение играть – это личностная составляющая готовности к школе.

          Традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный: Интеллектуальная зрелость для возраста 6-7 лет – это умение выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание, способность устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и их координации.

          Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных, импульсивных реакций и умение длительное время выполнять не очень привлекательную работу, то есть развитие произвольности поведения. Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может успешно учиться в школе.

И еще несколько советов.

           Прежде чем подавать документы, постарайтесь познакомиться не только с директором школы, но и с тем преподавателем, который предположительно будет обучать Вашего малыша. Вообще в этом возрасте важнее выбрать учительницу, а не школу. Даже в школах не самой лучшей репутации могут оказаться опытные преподаватели начальных классов, пользующиеся доверием и любовью учеников. Узнайте, кто ведет группу продленного дня, сколько учеников ожидается в Вашем классе. Посоветуйтесь с родителями, дети которых учатся в этой школе.

          Постарайтесь выбрать школу заранее. Известно, что школа микрорайона, в котором Вы живете, не имеет права отказать Вашему ребенку в приеме (см. письмо Министерства образования РФ). Не откладывайте знакомства со школой до августа: это затрудняет работу школьной администрации и всегда производит плохое впечатление. Подавая документы, имейте в виду, что родители имеют право присутствовать при собеседовании учителя или психолога с ребенком.


Приглашаем Вас на консультацию!

Звоните нам по телефону в Тольятти: +7 (927) 77-28-414, +7 (8482) 78-79-12 или заполните онлайн форму записи на приём.

Контакты

Капустин Илья Викторович

Записаться на прием

Врач-психотерапевт, психиатр-нарколог, клинический психолог

+7 (927) 77-28-414
+7 (8482) 78-79-12

Мишанина Елена Викторовна

Записаться на прием

Детский психолог, семейный психолог

Контакты специалистов Задать вопрос